Технология
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является
технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах:
процесс достижения
поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его
воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных
результатах;
открывается
принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что
постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с
научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового
времени) является именно создание технологий.
В ХХ веке сущность технологии была
осмыслена в различных плоскостях:
были
выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие
алгоритма; проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;
исследованы
социальные аспекты технологии.
Информационные
технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные
возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной
информации. Изменилась
структура
человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный
фактор.
Исключительно
значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые
послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и
процесса
информатизации общества. На сегодняшний день процесс
информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой
экономики», что подразумевает превращение
информации в важнейшую
экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка.
Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные,
квантовые и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей
революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой
промышленной революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на
школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания
предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной
области «Технология»).