МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МО "Хасавюртовский район" Республики Дагестан МКОУ "Шагадинская СОШ" РАССМОТРЕНО На заседании ШМО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________Алиева П. М. ________Джанбулатова З.А. Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 70 от 27.08.2022 г. от 29.08.2022 г. от 30.08.2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4378615) учебного предмета «Информатика (ИКТ)» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Хабибова Асият Магомедадаевна Учитель информатики и ИКТ с. Шагада 2022 Рабочая программа по информатике составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Шагадинская СОШ». В ней учитываются основные идеи положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной программы по информатике и ИКТ, авторской программы к учебнику «Информатика и ИКТ» для 9 класса под редакцией Семакин И.Г. и др. Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 68 учебных часа, в том числе в 9 классе – 34 учебных часов (из расчета 1 час в неделю). Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника: Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики, 9 классе увеличены часы на прохождение темы «Программное управление работой компьютера», что связано с большим количеством заданий на программирование на экзамене. Включена тема «Повторение» и итоговый контроль за курс 9 класса. Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Цели изучения информатики в 9 классе: 1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах и технологиях; 2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; 3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; 4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; 5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Задачи: формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация — и ее свойствах; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии учебным планом и календарным учебным графиком МКОУ «Шагадинская СОШ» на изучение курса информатики выделено в 9 классе 34 часа (1 час в неделю). В том числе 3 контрольные работы. В авторскую программу изменения не вносились. УМК Учебно-методический комплект (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает: 1. Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. 2. Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 3. Методическое пособие для учителя. 4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР (http://schoolBcollection.edu.ru/) 5. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И.Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/). Результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения предмета «Информатика» в 9 классе являются: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни Метапредметными результатами являются: Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и схемы для решения учебных и познавательных задач Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции) Предметными результатами являются: Сформированность информационной и алгоритмической культуры Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической. Сформированность знаний о логических значениях и операциях Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков программирования Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Планируемые результаты изучения учебного предмета Выпускник научится: узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров. Выпускник получит возможность: осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей; Математические основы информатики Выпускник получит возможность: ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов); Алгоритмы и элементы программирования Выпускник научится: составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ; выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере; использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; использовать логические значения, операции и выражения с ними; записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. Выпускник получит возможность: познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.); познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. Использование программных систем и сервисов Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе): приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.; основами соблюдения норм информационной этики и права; Выпускник получит возможность(в данном курсе и иной учебной деятельности): узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств; узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов; получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ; познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире; получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях. Содержание учебного предмета Содержание Общие понятия Управление, обратная связь, устойчивость. Математические понятия Преобразование информации по формальным правилам. Алгоритмы. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Логические значения, операции, выражения. Алгоритмические конструкции (имена, ветвление, циклы). Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные алгоритмы. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Алгоритмы: Евклида, перевода из десятичной системы счисления в двоичную и обратно, примеры алгоритмов сортировки, перебора (построения выигрышной стратегии в дереве игры). Вычислимые функции, формализация понятия вычислимой функции, полнота формализации. Сложность вычисления и сложность информационного объекта. Несуществование алгоритмов, проблема перебора. Устройство и характеристики компьютера. Организация вычислительного процесса. Языки программирования, реализация алгоритмов. Представление о программировании, этапы разработки программ: проектирование, кодирование, отладка; жизненный цикл программы. Информационные технологии Информационные и коммуникационные технологии в обществе Основные этапы развития информационных технологий. Личная информация. Информационная безопасность, избирательность, этика и право. Тематическое планирование. Количество часов По авторской программе По рабочей программе Контрольных работ Управление и алгоритмы, 11 ч 11 11 1 Введение в программирование, 17 ч 17 17 1 Информационные технологии и общество, 3ч 3 3 Итоговая контрольная работа 1 1 Резерв 2 2 Итого: 34 34 Тема раздела 1 3 Тема раздела, количество часов, отводимое на данную тему Управление и алгоритмы, 11 ч Основное содержание курса Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Введение в Алгоритмы работы с программирование, величинами: константы, 17 ч переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их Характеристика деятельности обучающихся Аналитическая деятельность: определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения Аналитическая деятельность: анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Информационные технологии и общество, 3 ч предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; o разрабатывать программы для обработки одномерного массива: нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; нахождение суммы всех элементов массива; нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр. Предыстория информационных Аналитическая деятельность: технологий. История ЭВМ и определять основные этапы ИКТ. Понятие информационных развития средств работы с ресурсов. Информационные информацией в истории ресурсы современного человеческого общества; общества. Понятие об информационном обществе. определять основные этапы Проблемы безопасности развития компьютерной информации, этические и техники(ЭВМ) и программного правовые нормы в обеспечения; информационной сфере. понимать проблемы безопасности информации; знать правовые нормы, которые обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. Календарно-тематическое планирование. № Дата по плану Тема урока Дата проведения Домашнее задание Управление и алгоритмы, 11 ч Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью §1. Управление и кибернетика 2 Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. §3. Определение и свойства алгоритма 3 Графический учебный исполнитель. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов §4. Графический учебный исполнитель 4 Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. §5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы 5 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов §5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы 6 Язык блок-схем. Использование циклов §6. Циклические алгоритмы с предусловием. 7 Разработка циклических алгоритмов §6. Циклические алгоритмы 8 Ветвления. Использование двухшаговой детализации §7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма 9 Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений §7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма 10 Зачётное задание по алгоритмизации Повторить тему 11 Тест по теме «Управление и алгоритмы» 1 §2. Управление с обратной связью Введение в программирование, 17 ч 12 Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод §8. Что такое программирование §9. Алгоритмы работы с данных. величинами 13 Линейные вычислительные алгоритмы §10. Линейные вычислительные алгоритмы 14 Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе) §10. Линейные вычислительные алгоритмы 15 Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. §11. Знакомство с языком Паскаль 16 Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов. §11. Знакомство с языком Паскаль 17 Оператор ветвления. Логические операции на Паскале §12. Алгоритмы с ветвящейся структурой §13. Программирование ветвлений на Паскале §14. Программирование диалога с компьютером 18 Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. §12. Алгоритмы с ветвящейся структурой §13. Программирование ветвлений на Паскале §14. Программирование диалога с компьютером 19 Циклы на языке Паскаль 20 Разработка программ c §15. Программирование использованием цикла с предусловием циклов 21 §16. Алгоритм Евклида Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач 22 Одномерные массивы в Паскале §15. Программирование циклов §17. Таблицы и массивы §18. Массивы в Паскале Разработка программ обработки одномерных массивов §17. Таблицы и массивы 24 Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве §19. Одна задача обработки массива 25 Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. §19. Одна задача обработки массива 26 Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов §20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива 27 Сортировка массива. Составление программы на Паскале сортировки §21. Сортировка массива 23 §18. Массивы в Паскале массива 28 Тест по теме «Программное управление работой компьютера» Информационные технологии и общество, 3 ч 29 Предыстория информатики. История §22. Предыстория ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ информатики §23. История ЭВМ §24. История программного обеспечения и ИКТ 30 Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество §25. Информационные ресурсы современного общества §26. Проблемы формирования информационного общества 31 Социальная информатика: информационная безопасность 32 Итоговый тест по курсу 9 класса 33 Резерв 34 Резерв §27. Информационная безопасность