МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "Хасавюртовский район" Республики Дагестан
МКОУ "Шагадинская СОШ"
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________Алиева П. М.
________Джанбулатова З.А.
Протокол № 1
Протокол № 1
Приказ № 70
от 27.08.2022 г.
от 29.08.2022 г.
от 30.08.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4378615)
учебного предмета
«Информатика (ИКТ)»
для 9 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Хабибова Асият Магомедадаевна
Учитель информатики и ИКТ
с. Шагада 2022
Рабочая программа по информатике составлена на основе Основной образовательной программы
основного общего образования МКОУ «Шагадинская СОШ». В ней учитываются основные идеи
положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного
общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего
образования.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по
разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом метапредметных и предметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по информатике и ИКТ,
авторской программы к учебнику «Информатика и ИКТ» для 9 класса под редакцией Семакин И.Г. и др.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых
образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным
технологиям. Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим
объемом 68 учебных часа, в том числе в 9 классе – 34 учебных часов (из расчета 1 час в неделю).
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника: Семакин И.Г.,
Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса.
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики,
разработанной
авторами
учебников Семакиным
И.Г.,
Залоговой Л.А.,
Русаковым
С.В.,
Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного
общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки
РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено
в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению
учениками.
За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики,
9 классе увеличены часы на прохождение темы «Программное управление работой компьютера», что
связано с большим количеством заданий на программирование на экзамене. Включена тема
«Повторение» и итоговый контроль за курс 9 класса.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать
информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать
информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и
процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные
технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной
технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс,
информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств
информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной
грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения
эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения
мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация
материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более
широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели изучения информатики в 9 классе:
1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах и технологиях;
2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и
других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами
ИКТ;
4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как
универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений
использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация — и ее свойствах;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики
и права.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии учебным планом и календарным учебным графиком МКОУ «Шагадинская СОШ» на
изучение курса информатики выделено в 9 классе 34 часа (1 час в неделю). В том числе 3 контрольные
работы.
В авторскую программу изменения не вносились.
УМК
Учебно-методический комплект (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в
соответствии с ФГОС, включает:
1. Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С.В.,
Шестакова Л. В.
2. Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
3. Методическое пособие для учителя.
4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в Единой
коллекции ЦОР (http://schoolBcollection.edu.ru/)
5. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по
информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую
И.Г. Семакина на сайте методической службы
издательства: http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/).
Результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Информатика» в 9 классе являются:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики,
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
Метапредметными результатами являются:
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)
Предметными результатами являются:
Сформированность информационной и алгоритмической культуры
Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации
Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств
Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах
Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя
Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
Сформированность знаний о логических значениях и операциях
Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков программирования
Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете.
Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики
и права.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
узнает о истории и тенденциях развития компьютеров;
узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
Математические основы информатики
Выпускник получит возможность:
ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов
управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том
числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных
задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык
программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования;
выполнять эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а
также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при
заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и
вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со
строковыми величинами;
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки,
оросительные системы, движущиеся модели и др.);
познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами
и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в
данном курсе и во всем образовательном процессе):
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием
индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
Выпускник получит возможность(в данном курсе и иной учебной деятельности):
узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на
производстве и в научных исследованиях.
Содержание учебного предмета
Содержание Общие понятия
Управление, обратная связь, устойчивость.
Математические понятия
Преобразование информации по формальным правилам. Алгоритмы. Способы записи алгоритмов;
блок-схемы. Логические значения, операции, выражения. Алгоритмические конструкции (имена,
ветвление, циклы). Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные алгоритмы. Обрабатываемые
объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Алгоритмы: Евклида, перевода из
десятичной системы счисления в двоичную и обратно, примеры алгоритмов сортировки, перебора
(построения выигрышной стратегии в дереве игры).
Вычислимые функции, формализация понятия вычислимой функции, полнота формализации.
Сложность вычисления и сложность информационного объекта. Несуществование алгоритмов,
проблема перебора.
Устройство и характеристики компьютера. Организация вычислительного процесса.
Языки программирования, реализация алгоритмов. Представление о программировании, этапы
разработки программ: проектирование, кодирование, отладка; жизненный цикл программы.
Информационные технологии
Информационные и коммуникационные технологии в обществе
Основные этапы развития информационных технологий.
Личная информация. Информационная безопасность, избирательность, этика и право.
Тематическое планирование.
Количество часов
По авторской
программе
По рабочей
программе
Контрольных
работ
Управление и алгоритмы, 11 ч
11
11
1
Введение в программирование, 17 ч
17
17
1
Информационные технологии и общество,
3ч
3
3
Итоговая контрольная работа
1
1
Резерв
2
2
Итого:
34
34
Тема раздела
1
3
Тема раздела,
количество часов,
отводимое на
данную тему
Управление и
алгоритмы, 11 ч
Основное содержание курса
Кибернетика. Кибернетическая
модель управления.
Понятие алгоритма и его
свойства. Исполнитель
алгоритмов: назначение, среда
исполнителя, система команд
исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов
(язык блок-схем, учебный
алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная
методика алгоритмизации.
Вспомогательные алгоритмы.
Метод пошаговой детализации.
Практика на
компьютере: работа с
учебным исполнителем
алгоритмов; составление
линейных, ветвящихся и
циклических алгоритмов
управления исполнителем;
составление алгоритмов со
сложной структурой;
использование вспомогательных алгоритмов (процедур,
подпрограмм).
Введение в
Алгоритмы работы с
программирование, величинами: константы,
17 ч
переменные, понятие типов
данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования
высокого уровня (ЯПВУ), их
Характеристика деятельности
обучающихся
Аналитическая деятельность:
определять по блок-схеме, для
решения какой задачи
предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение
значений величин при пошаговом
выполнении алгоритма;
определять по выбранному
методу решения задачи, какие
алгоритмические конструкции
могут войти в алгоритм;
сравнивать различные
алгоритмы решения одной
задачи.
выделять этапы решения задачи
на компьютере;
осуществлять разбиение
исходной задачи на подзадачи;
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы
для конкретных исходных
данных;
преобразовывать запись
алгоритма с одной формы в
другую;
строить цепочки команд, дающих
нужный результат при
конкретных исходных данных для
исполнителя арифметических
действий;
строить цепочки команд, дающих
нужный результат при
конкретных исходных данных для
исполнителя, преобразующего
строки символов;
строить арифметические,
строковые, логические
выражения и вычислять их
значения
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые
программы;
определять по программе, для
решения какой задачи она
классификация. Структура
программы на языке Паскаль.
Представление данных в
программе. Правила записи
основных операторов:
присваивания, ввода, вывода,
ветвления, циклов.
Структурный тип данных —
массив. Способы описания и
обработки массивов.
Этапы решения задачи с
использованием
программирования: постановка,
формализация,
алгоритмизация, кодирование,
отладка, тестирование.
Практика на
компьютере: знакомство с
системой программирования на
языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение
данной программы; разработка
и исполнение линейных,
ветвящихся и циклических
программ; программирование
обработки массивов.
Информационные
технологии и
общество, 3 ч
предназначена;
выделять этапы решения задачи
на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные
алгоритмы, предполагающие
вычисление арифметических,
строковых и логических
выражений;
разрабатывать программы,
содержащие оператор/операторы
ветвления (решение линейного
неравенства, решение
квадратного уравнения и пр.), в
том числе с использованием
логических операций;
разрабатывать программы,
содержащие оператор
(операторы) цикла
разрабатывать программы,
содержащие подпрограмму;
o
разрабатывать программы
для обработки
одномерного массива:
нахождение
минимального
(максимального) значения
в данном массиве;
подсчёт количества
элементов массива,
удовлетворяющих
некоторому условию;
нахождение суммы всех
элементов массива;
нахождение количества и
суммы всех четных
элементов в массиве;
сортировка элементов
массива и пр.
Предыстория информационных Аналитическая деятельность:
технологий. История ЭВМ и
определять основные этапы
ИКТ. Понятие информационных
развития средств работы с
ресурсов. Информационные
информацией в истории
ресурсы современного
человеческого общества;
общества. Понятие об
информационном обществе.
определять основные этапы
Проблемы безопасности
развития компьютерной
информации, этические и
техники(ЭВМ) и программного
правовые нормы в
обеспечения;
информационной сфере.
понимать проблемы
безопасности информации;
знать правовые нормы, которые
обязан соблюдать пользователь
информационных ресурсов.
регулировать свою
информационную деятельность в
соответствии с этическими и
правовыми нормами общества.
Календарно-тематическое планирование.
№ Дата
по
плану
Тема урока
Дата
проведения
Домашнее задание
Управление и алгоритмы, 11 ч
Кибернетическая модель управления.
Управление без обратной связи и с
обратной связью
§1. Управление и
кибернетика
2
Понятие алгоритма и его свойства.
Исполнитель алгоритмов: назначение,
среда, система команд, режимы
работы.
§3. Определение и свойства
алгоритма
3
Графический учебный исполнитель.
Работа с учебным исполнителем
алгоритмов: построение линейных
алгоритмов
§4. Графический учебный
исполнитель
4
Вспомогательные алгоритмы. Метод
последовательной детализации и
сборочный метод.
§5. Вспомогательные
алгоритмы и подпрограммы
5
Работа с учебным исполнителем
алгоритмов: использование
вспомогательных алгоритмов
§5. Вспомогательные
алгоритмы и подпрограммы
6
Язык блок-схем. Использование циклов §6. Циклические алгоритмы
с предусловием.
7
Разработка циклических алгоритмов
§6. Циклические алгоритмы
8
Ветвления. Использование
двухшаговой детализации
§7. Ветвление и
последовательная
детализация алгоритма
9
Использование метода
последовательной детализации для
построения алгоритма. Использование
ветвлений
§7. Ветвление и
последовательная
детализация алгоритма
10
Зачётное задание по алгоритмизации
Повторить тему
11
Тест по теме «Управление и
алгоритмы»
1
§2. Управление с обратной
связью
Введение в программирование, 17 ч
12
Понятие о программировании.
Алгоритмы работы с величинами:
константы, переменные, основные
типы, присваивание, ввод и вывод
§8. Что такое
программирование
§9. Алгоритмы работы с
данных.
величинами
13
Линейные вычислительные алгоритмы
§10. Линейные
вычислительные алгоритмы
14
Построение блок-схем линейных
вычислительных алгоритмов (на
учебной программе)
§10. Линейные
вычислительные алгоритмы
15
Возникновение и назначение языка
Паскаль. Структура программы на
языке Паскаль. Операторы ввода,
вывода, присваивания.
§11. Знакомство с языком
Паскаль
16
Работа с готовыми программами на
языке Паскаль: отладка, выполнение,
тестирование. Программирование на
Паскале линейных алгоритмов.
§11. Знакомство с языком
Паскаль
17
Оператор ветвления. Логические
операции на Паскале
§12. Алгоритмы с
ветвящейся структурой
§13. Программирование
ветвлений на Паскале
§14. Программирование
диалога с компьютером
18
Разработка программы на языке
Паскаль с использованием оператора
ветвления и логических операций.
§12. Алгоритмы с
ветвящейся структурой
§13. Программирование
ветвлений на Паскале
§14. Программирование
диалога с компьютером
19
Циклы на языке Паскаль
20
Разработка программ c
§15. Программирование
использованием цикла с предусловием циклов
21
§16. Алгоритм Евклида
Сочетание циклов и ветвлений.
Алгоритм Евклида. Использование
алгоритма Евклида при решении задач
22
Одномерные массивы в Паскале
§15. Программирование
циклов
§17. Таблицы и массивы
§18. Массивы в Паскале
Разработка программ обработки
одномерных массивов
§17. Таблицы и массивы
24
Понятие случайного числа. Датчик
случайных чисел в Паскале. Поиск
чисел в массиве
§19. Одна задача обработки
массива
25
Разработка программы поиска числа в
случайно сформированном массиве.
§19. Одна задача обработки
массива
26
Поиск наибольшего и наименьшего
элементов массива Составление
программы на Паскале поиска
минимального и максимального
элементов
§20. Поиск наибольшего и
наименьшего элементов
массива
27
Сортировка массива. Составление
программы на Паскале сортировки
§21. Сортировка массива
23
§18. Массивы в Паскале
массива
28
Тест по теме «Программное
управление работой компьютера»
Информационные технологии и общество, 3 ч
29
Предыстория информатики. История
§22. Предыстория
ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ информатики
§23. История ЭВМ
§24. История программного
обеспечения и ИКТ
30
Социальная информатика:
информационные ресурсы,
информационное общество
§25. Информационные
ресурсы современного
общества
§26. Проблемы
формирования
информационного общества
31
Социальная информатика:
информационная безопасность
32
Итоговый тест по курсу 9 класса
33
Резерв
34
Резерв
§27. Информационная
безопасность