Информатика (ИКТ) 9 кл. рабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Дагестан

МО "Хасавюртовский район" Республики Дагестан

МКОУ "Шагадинская СОШ"

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

________Алиева П. М.

________Джанбулатова З.А.

Протокол № 1

Протокол № 1

Приказ № 70

от 27.08.2022 г.

от 29.08.2022 г.

от 30.08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4378615)
учебного предмета
«Информатика (ИКТ)»

для 9 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Хабибова Асият Магомедадаевна
Учитель информатики и ИКТ

с. Шагада 2022

Рабочая программа по информатике составлена на основе Основной образовательной программы
основного общего образования МКОУ «Шагадинская СОШ». В ней учитываются основные идеи
положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного
общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего
образования.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по
разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом метапредметных и предметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по информатике и ИКТ,
авторской программы к учебнику «Информатика и ИКТ» для 9 класса под редакцией Семакин И.Г. и др.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых
образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным
технологиям. Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим
объемом 68 учебных часа, в том числе в 9 классе – 34 учебных часов (из расчета 1 час в неделю).
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника: Семакин И.Г.,
Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса.
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики,
разработанной
авторами
учебников Семакиным
И.Г.,
Залоговой Л.А.,
Русаковым
С.В.,
Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного
общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки
РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено
в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению
учениками.
За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики,
9 классе увеличены часы на прохождение темы «Программное управление работой компьютера», что
связано с большим количеством заданий на программирование на экзамене. Включена тема
«Повторение» и итоговый контроль за курс 9 класса.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать
информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать
информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и
процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные
технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной
технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс,
информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств
информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной
грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения
эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения
мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация
материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более
широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели изучения информатики в 9 классе:
1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах и технологиях;
2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и
других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами
ИКТ;
4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи:


формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как
универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений
использования компьютерных устройств;



формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация — и ее свойствах;



формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;



формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики
и права.
Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии учебным планом и календарным учебным графиком МКОУ «Шагадинская СОШ» на
изучение курса информатики выделено в 9 классе 34 часа (1 час в неделю). В том числе 3 контрольные
работы.
В авторскую программу изменения не вносились.

УМК
Учебно-методический комплект (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в
соответствии с ФГОС, включает:
1. Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С.В.,
Шестакова Л. В.
2. Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
3. Методическое пособие для учителя.
4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в Единой
коллекции ЦОР (http://schoolBcollection.edu.ru/)
5. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по
информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую
И.Г. Семакина на сайте методической службы
издательства: http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/).

Результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Информатика» в 9 классе являются:


Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики,



Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности.



Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Метапредметными результатами являются:


Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач



Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения



Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы



Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и схемы для
решения учебных и познавательных задач



Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)

Предметными результатами являются:


Сформированность информационной и алгоритмической культуры



Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации



Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств



Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах



Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя



Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.



Сформированность знаний о логических значениях и операциях



Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков программирования



Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете.



Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики
и права.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:


узнает о истории и тенденциях развития компьютеров;



узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность:


осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;

Математические основы информатики
Выпускник получит возможность:


ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов
управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);

Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:


составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;



выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том
числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);



определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных
задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);



определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;



использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;



выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык
программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);



составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования;
выполнять эти программы на компьютере;



использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а
также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;



анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при
заданном множестве исходных значений;



использовать логические значения, операции и выражения с ними;



записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и
вычислять их значения.

Выпускник получит возможность:


познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со
строковыми величинами;



создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;



познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;



познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки,
оросительные системы, движущиеся модели и др.);



познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами
и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в
данном курсе и во всем образовательном процессе):


приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием
индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;



основами соблюдения норм информационной этики и права;

Выпускник получит возможность(в данном курсе и иной учебной деятельности):


узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;



узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;



получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;



познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;



получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на
производстве и в научных исследованиях.
Содержание учебного предмета

Содержание Общие понятия
Управление, обратная связь, устойчивость.

Математические понятия
Преобразование информации по формальным правилам. Алгоритмы. Способы записи алгоритмов;
блок-схемы. Логические значения, операции, выражения. Алгоритмические конструкции (имена,
ветвление, циклы). Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные алгоритмы. Обрабатываемые
объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Алгоритмы: Евклида, перевода из
десятичной системы счисления в двоичную и обратно, примеры алгоритмов сортировки, перебора
(построения выигрышной стратегии в дереве игры).
Вычислимые функции, формализация понятия вычислимой функции, полнота формализации.
Сложность вычисления и сложность информационного объекта. Несуществование алгоритмов,
проблема перебора.

Устройство и характеристики компьютера. Организация вычислительного процесса.
Языки программирования, реализация алгоритмов. Представление о программировании, этапы
разработки программ: проектирование, кодирование, отладка; жизненный цикл программы.
Информационные технологии
Информационные и коммуникационные технологии в обществе
Основные этапы развития информационных технологий.
Личная информация. Информационная безопасность, избирательность, этика и право.

Тематическое планирование.
Количество часов
По авторской
программе

По рабочей
программе

Контрольных
работ

Управление и алгоритмы, 11 ч

11

11

1

Введение в программирование, 17 ч

17

17

1

Информационные технологии и общество,
3ч

3

3

Итоговая контрольная работа

1

1

Резерв

2

2

Итого:

34

34

Тема раздела

1

3

Тема раздела,
количество часов,
отводимое на
данную тему
Управление и
алгоритмы, 11 ч

Основное содержание курса

Кибернетика. Кибернетическая
модель управления.
Понятие алгоритма и его
свойства. Исполнитель
алгоритмов: назначение, среда
исполнителя, система команд
исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов
(язык блок-схем, учебный
алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная
методика алгоритмизации.
Вспомогательные алгоритмы.
Метод пошаговой детализации.
Практика на
компьютере: работа с
учебным исполнителем
алгоритмов; составление
линейных, ветвящихся и
циклических алгоритмов
управления исполнителем;
составление алгоритмов со
сложной структурой;
использование вспомогательных алгоритмов (процедур,
подпрограмм).

Введение в
Алгоритмы работы с
программирование, величинами: константы,
17 ч
переменные, понятие типов
данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования
высокого уровня (ЯПВУ), их

Характеристика деятельности
обучающихся

Аналитическая деятельность:


определять по блок-схеме, для
решения какой задачи
предназначен данный алгоритм;



анализировать изменение
значений величин при пошаговом
выполнении алгоритма;



определять по выбранному
методу решения задачи, какие
алгоритмические конструкции
могут войти в алгоритм;



сравнивать различные
алгоритмы решения одной
задачи.



выделять этапы решения задачи
на компьютере;



осуществлять разбиение
исходной задачи на подзадачи;



Практическая деятельность:


исполнять готовые алгоритмы
для конкретных исходных
данных;



преобразовывать запись
алгоритма с одной формы в
другую;



строить цепочки команд, дающих
нужный результат при
конкретных исходных данных для
исполнителя арифметических
действий;



строить цепочки команд, дающих
нужный результат при
конкретных исходных данных для
исполнителя, преобразующего
строки символов;



строить арифметические,
строковые, логические
выражения и вычислять их
значения

Аналитическая деятельность:


анализировать готовые
программы;



определять по программе, для
решения какой задачи она

классификация. Структура
программы на языке Паскаль.
Представление данных в
программе. Правила записи
основных операторов:
присваивания, ввода, вывода,
ветвления, циклов.
Структурный тип данных —
массив. Способы описания и
обработки массивов.
Этапы решения задачи с
использованием
программирования: постановка,
формализация,
алгоритмизация, кодирование,
отладка, тестирование.
Практика на
компьютере: знакомство с
системой программирования на
языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение
данной программы; разработка
и исполнение линейных,
ветвящихся и циклических
программ; программирование
обработки массивов.

Информационные
технологии и
общество, 3 ч

предназначена;


выделять этапы решения задачи
на компьютере.

Практическая деятельность:


программировать линейные
алгоритмы, предполагающие
вычисление арифметических,
строковых и логических
выражений;



разрабатывать программы,
содержащие оператор/операторы
ветвления (решение линейного
неравенства, решение
квадратного уравнения и пр.), в
том числе с использованием
логических операций;



разрабатывать программы,
содержащие оператор
(операторы) цикла



разрабатывать программы,
содержащие подпрограмму;
o

разрабатывать программы
для обработки
одномерного массива:
нахождение
минимального
(максимального) значения
в данном массиве;
подсчёт количества
элементов массива,
удовлетворяющих
некоторому условию;
нахождение суммы всех
элементов массива;
нахождение количества и
суммы всех четных
элементов в массиве;
сортировка элементов
массива и пр.

Предыстория информационных Аналитическая деятельность:
технологий. История ЭВМ и
 определять основные этапы
ИКТ. Понятие информационных
развития средств работы с
ресурсов. Информационные
информацией в истории
ресурсы современного
человеческого общества;
общества. Понятие об
информационном обществе.
 определять основные этапы
Проблемы безопасности
развития компьютерной
информации, этические и
техники(ЭВМ) и программного
правовые нормы в
обеспечения;
информационной сфере.
 понимать проблемы
безопасности информации;


знать правовые нормы, которые
обязан соблюдать пользователь
информационных ресурсов.



регулировать свою
информационную деятельность в
соответствии с этическими и
правовыми нормами общества.

Календарно-тематическое планирование.
№ Дата
по
плану

Тема урока
Дата
проведения

Домашнее задание

Управление и алгоритмы, 11 ч
Кибернетическая модель управления.
Управление без обратной связи и с
обратной связью

§1. Управление и
кибернетика

2

Понятие алгоритма и его свойства.
Исполнитель алгоритмов: назначение,
среда, система команд, режимы
работы.

§3. Определение и свойства
алгоритма

3

Графический учебный исполнитель.
Работа с учебным исполнителем
алгоритмов: построение линейных
алгоритмов

§4. Графический учебный
исполнитель

4

Вспомогательные алгоритмы. Метод
последовательной детализации и
сборочный метод.

§5. Вспомогательные
алгоритмы и подпрограммы

5

Работа с учебным исполнителем
алгоритмов: использование
вспомогательных алгоритмов

§5. Вспомогательные
алгоритмы и подпрограммы

6

Язык блок-схем. Использование циклов §6. Циклические алгоритмы
с предусловием.

7

Разработка циклических алгоритмов

§6. Циклические алгоритмы

8

Ветвления. Использование
двухшаговой детализации

§7. Ветвление и
последовательная
детализация алгоритма

9

Использование метода
последовательной детализации для
построения алгоритма. Использование
ветвлений

§7. Ветвление и
последовательная
детализация алгоритма

10

Зачётное задание по алгоритмизации

Повторить тему

11

Тест по теме «Управление и
алгоритмы»

1

§2. Управление с обратной
связью

Введение в программирование, 17 ч
12

Понятие о программировании.
Алгоритмы работы с величинами:
константы, переменные, основные
типы, присваивание, ввод и вывод

§8. Что такое
программирование
§9. Алгоритмы работы с

данных.

величинами

13

Линейные вычислительные алгоритмы

§10. Линейные
вычислительные алгоритмы

14

Построение блок-схем линейных
вычислительных алгоритмов (на
учебной программе)

§10. Линейные
вычислительные алгоритмы

15

Возникновение и назначение языка
Паскаль. Структура программы на
языке Паскаль. Операторы ввода,
вывода, присваивания.

§11. Знакомство с языком
Паскаль

16

Работа с готовыми программами на
языке Паскаль: отладка, выполнение,
тестирование. Программирование на
Паскале линейных алгоритмов.

§11. Знакомство с языком
Паскаль

17

Оператор ветвления. Логические
операции на Паскале

§12. Алгоритмы с
ветвящейся структурой
§13. Программирование
ветвлений на Паскале
§14. Программирование
диалога с компьютером

18

Разработка программы на языке
Паскаль с использованием оператора
ветвления и логических операций.

§12. Алгоритмы с
ветвящейся структурой
§13. Программирование
ветвлений на Паскале
§14. Программирование
диалога с компьютером

19

Циклы на языке Паскаль

20

Разработка программ c
§15. Программирование
использованием цикла с предусловием циклов

21

§16. Алгоритм Евклида
Сочетание циклов и ветвлений.
Алгоритм Евклида. Использование
алгоритма Евклида при решении задач

22

Одномерные массивы в Паскале

§15. Программирование
циклов

§17. Таблицы и массивы
§18. Массивы в Паскале

Разработка программ обработки
одномерных массивов

§17. Таблицы и массивы

24

Понятие случайного числа. Датчик
случайных чисел в Паскале. Поиск
чисел в массиве

§19. Одна задача обработки
массива

25

Разработка программы поиска числа в
случайно сформированном массиве.

§19. Одна задача обработки
массива

26

Поиск наибольшего и наименьшего
элементов массива Составление
программы на Паскале поиска
минимального и максимального
элементов

§20. Поиск наибольшего и
наименьшего элементов
массива

27

Сортировка массива. Составление
программы на Паскале сортировки

§21. Сортировка массива

23

§18. Массивы в Паскале

массива
28

Тест по теме «Программное
управление работой компьютера»
Информационные технологии и общество, 3 ч

29

Предыстория информатики. История
§22. Предыстория
ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ информатики
§23. История ЭВМ
§24. История программного
обеспечения и ИКТ

30

Социальная информатика:
информационные ресурсы,
информационное общество

§25. Информационные
ресурсы современного
общества
§26. Проблемы
формирования
информационного общества

31

Социальная информатика:
информационная безопасность

32

Итоговый тест по курсу 9 класса

33

Резерв

34

Резерв

§27. Информационная
безопасность


Наверх

Отчет о результатах самообследования за 2022г.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах самообследования школы (1).docx (скачать)

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (932)3107741

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».